«Олененок» (Baby Reindeer), Netflix, 2024. Один сезон, 7 серий (недлинных), снят в Британии.
Реклама этого сериала настойчиво являлась моему взору, когда я смотрела на Нетфликсе что-то ещё. И я таки его включила. Ведь всегда можно и выключить, если не понравится.
Отзыв без спойлеров!!! Смело читайте до конца.
«Основано на реальных событиях»
Когда кино основано на реальной истории, это хорошо, такое мы любим. И сериал сразу зацепил, пошёл легко. Ну, а когда открылся весь драматизм истории, меня уже было не оторвать. Я поделилась с Данилом (младший сын, ему 16), что, дескать, хороший сериал, реальная история, потом погуглить надо и всё такое.
Но отдаваться этому удовольствию мне удавалось лишь урывками, так что просмотр затянулся во времени. И вот как-то, ближе уже к концу сериала, приходит Данил, пока я смотрю. И я сообщаю ему о том, что меня сильно восхитило с самого начала: «Как же они удачно подобрали актёра на главную роль! Ведь он копия оленёнок!»
— Мам, ты чё, до сих пор не гуглила? Это же он и есть!
И ребёнок меня просветил, что…
📌Во-первых, он уже сериал досмотрел (понравился) и всё прогуглил.
📌Во-вторых, актёр, играющий главную роль Донни Дана, является и автором истории, своей собственной, и сам себя же и сыграл. Вы можете припомнить такие фильмы или сериалы? Мне в голову пока ничего не пришло.
📌А в-третьих, многочисленные имейлы и сообщения, которые Донни получает от своего главного антагониста, Марты Скотт (и которые выводятся на экран по ходу повествования) – это реальные послания реальной «Марты».
Которую зовут Фиона Харви (Fiona Harvey). И которая (кто бы сомневался!) уже успела подать в суд на Нетфликс и Ричарда Гэдда (автор и герой истории, шотландский комик), обвиняя их в клевете, диффамации и нарушении прайвеси.
Тема сериала очень «горячая» — про роль и участь жертвы абьюза.
И – что самое важное – про её, жертвы, ответственность за то, чтобы оставаться в жертвенной позиции. И за одно это я аплодирую Гэдду и Нетфликсу стоя.
Потому что указать на эту ответственность в наш век всеобщей эксплуатации «жертвенной» повестки – это смело и по-взрослому. Раскрыть эту тему честно – ещё более отважно и непросто. «Олененок» (Baby Reindeer)
И дело не в том, чтобы сказать этому несчастному герою: ну, а какого хрена ты туда приходил и там оставался, мог бы и уйти. А в том, что в истории очень психологически точно показан механизм попадания в жертвенную позицию. И причины, по которым взрослый человек, всё уже видящий и понимающий, какое-то время не способен просто взять и уйти оттуда, где ему плохо и где его используют.
Но шанс на это у него появляется ровно тогда, когда он замечает, что сам приходит, сам поддерживает разговор, сам не звонит в полицию, сам сочувствует своему тирану и сам отказывается от конфронтации с ним/ней. Хотя может всё это уже сделать.
И герой сериала замечает это за собой, отлавливает свой импульс оставаться жертвой.«Олененок» (Baby Reindeer)
Это осознавание делает потрясающую вещь – оно снимает печать зла с тирана (ответственность которого в рамках уголовного и гражданского кодексов никто не отменяет) и позволяет Донни (Ричарду) понять внутренний процесс тех, кто его абьюзил. А когда из уравнения пропадает тиран, исчезает и жертва. И вот из этой точки она может обрести свою субъектность и опору.
Движение по этому пути честно, но при этом бережно, с любовью и сочувствием героя к самому себе, показано в сериале.
Почему важно сочувствие, сопереживание? Да потому что у жертвенной позиции есть масса вторичных выгод, которые и удерживают человека в ней. И необходимо увидеть, что же я такого значимого получаю от своего абьюзера, что никак не могу порвать с ним отношения, хоть мне в них и плохо большую часть времени?..
Развивая эту тему дальше, давайте подумаем, а что помогло Гэдду выйти из этого морока и обрести нормальную и успешную жизнь? Простая штука (или непростая?) – способность выйти в роль внешнего наблюдателя за собой и своей историей жизни. Он вначале написал пьесу, она имела успех, и дальше он адаптировал её для Нетфликса.
Увидеть себя со стороны – это главное условие любой личностной и жизненной трансформации. «Олененок» (Baby Reindeer)
Важно делать это без критики, а с позиции дружелюбного и заинтересованного наблюдателя, но главное – оказаться снаружи. Это самое сложное – выйти из своего внутреннего процесса. Написать свою историю, как Ричард Гэдд – один из способов это сделать.
Джессика Ганнинг великолепно исполнила роль Марты, я б ей Оскара дала, вот честно.
Ещё один важный момент, хорошо показанный в сериале – это восстановление контакта героя с его родителями. Собственно, его отсутствие и стало одной из глубинных причин того, что жизнь Донни не задалась с самого начала. Но разорвать этот порочный круг стыда и вины он смог, только избавившись от своей роли жертвы. «Олененок» (Baby Reindeer)
В общем, рекомендовано всем действующим лицам треугольника Карпмана 😊.
«Олененок» (Baby Reindeer)
P.S. Интересная статистика: «Марта» за два примерно года сталкинга прислала «Донни» 41,071 имейлов, 350 часов голосовых, 744 твитов, 46 сообщений в Фейсбуке, 106 страниц писем, и много весьма странных подарков…
Другие хорошие сериалы, о которых я писала:
А вот моя статья как раз про позицию жертвы (на примере детско-родительских отношений), которая в своё время вызвала настоящую атаку на меня в ФБ, и я потом дня три банила «жертв токсичный родителей»