«Географ глобус пропил»
Россия, 2013 год
Жанр: драма
Режиссёр: Александр Велединский
Актёры: Константин Хабенский, Елена Лядова, Анфиса Черных
«Географ глобус пропил» — фильм очень пронзительный.
Вообще он производит немного странное впечатление. Как будто это не художественное кино вовсе, а просто кто-то камеру забыл выключить, и она всё записывает. Записывает жизнь людей, день за днём.
И «Левиафан» такой же, я о нём тоже напишу отзыв.
Именно эта натуральность, как мне кажется, и делает фильм таким пронзительным, пробирающим до мурашек.
Герой фильма – эдакий типичный для современной России спивающийся неудачник.
Казалось бы, ну что это за герой?.. Что там внутри этого порой откровенно отталкивающего и уже изрядно опустившегося типа может быть интересного, живого, человеческого?
А оказалось, может… ещё как может.
Там и нежность, и доброта, и жажда жизни, и азарт, и ответственность… И, конечно, любовь… Не часто мне в кино встречаются герои, которые так наполнены любовью.
Несмотря на смысловую глубину фильма, он смотрится на одном дыхании. Ведь хорошее «непопкорновое» кино не обязательно должно быть нудным, непонятным и затянутым.
И этот фильм именно такой. Непринуждённо, с юмором и вроде бы как-то «легко» он цепляет за очень глубокие и чувствительные струны души. Потому что фильм о нас, без прикрас и предельно откровенный.
Моя оценка: 9 из 10. Смотреть всенепременно!
Часть вторая, спойлерная.
Главная фигура фильма, конечно, главный герой, тот самый деградирующий провинциал-неудачник.
Оказалось, там, внутри этой не самой привлекательной оболочки, живёт образованный и тонко чувствующий мужчина, искренний, честный и справедливый человек, прирождённый харизматичный лидер (выражаясь новомодным языком 🙂 ), за которым охотно идут ершистые подростки, в которого влюбляется первая красавица класса, к которому, после попыток убежать от самой себя и реальности, всё-таки возвращается жена.
Который чудом сохранил в себе какое-то удивительную человеческую чистоту и личностный стержень.
Который, несмотря окружающую его неустроенность, мерзость и грязь (и в прямом, и в переносном смысле), продолжает жить и радоваться жизни, как умеет.
На мой взгляд, фильм очень оптимистичный и жизнеутверждающий, несмотря на депрессивные виды современной российской глубинки (фильм снимался в Перми и области) и не очень весёлые события, происходящие с героем.
Фильм очень богат на смыслы и нюансы. Их там можно находить бесконечно.
Отношения героя с женой, другом детства, учениками, влюбленной в него десятиклассницей, его любовь к родному городу – все эти смысловые линии очень глубоки и интересны.
И их все с одного раза и не осмыслишь. Пересматривать надо.
Ну, и отдельной строкой, конечно, стоит сказать об игре Константина Хабенского.
На мой взгляд, это выдающийся актёр современности. Слово «гениальный», конечно, очень затёртое и выспреннее, но он, чёрт возьми, по-моему, гениальный артист!
Любой образ он создаёт таким объёмным, таким глубоким и подлинным, что иной раз забываешь, что это игра.
Я уже не раз ловила себя на мысли, что присваиваю Хабенскому черты и эмоции его героев. Хотя, как взрослый и разумный человек, понимаю, что он всего лишь артист и его персонажи – это актёрские маски. Но всё равно попадаю в эту ловушку, как ребёнок. Уж больно хорошо играет!
О его потрясающей актёрской игре я так же буду говорить в отзыве на сериал «Метод».
Так что, если вы хотите глубокого, нестандартного и очень жизнеутверждающего взгляда на современную российскую (да и не только её) действительность, то обязательно посмотрите этот фильм.