Решила я выяснить, повышают ли жестокие компьютерные игры и насилие на экране агрессивность в жизни. И первым делом я провела опрос своих друзей в Фейсбуке на эту тему. В результате трёхдневного голосования в ФБ за то, что повышают, высказались 23 человека. За то, что не повышают… тоже 23 человека. Удивительное отображение существующей полярности в этом вопросе!
А теперь давайте смотреть, кто же оказался прав. Итак, правильный ответ!
Насилие и жестокость на экране и в компьютерных играх прямого влияния на поведение человека в жизни не имеют
Эти вещи увеличивают шанс агрессивного поведения в жизни только у тех, кто изначально имеет более высокий уровень агрессии.
Проще говоря, если подросток склонен к насилию и много играет в жестокие компьютерные игры, то шанс на то, что он совершит акт насилия в жизни выше, чем у подростка, который к насилию не склонен. Да и то, речь только о более высоком шансе. Чтобы подростку с высоким уровнем агрессии его реализовать, нужно будет совпадение многих других условий и факторов среды.
«Может ли мой ребёнок стать агрессивным в реальности, если любит «кровавые» видеоигры, жестокие боевики и «Игру престолов»?
Ответ на этот вопрос звучит так. Если ваш ребёнок много играет в стрелялки, смотрит фильмы с обилием крови и насилия, то это НЕ означает, что он обязательно начнёт творить насилие в реальной жизни. Для того, чтобы предсказать точно, увеличит ли это его шансы повторить судьбу Брейвика, надо понимать, а какой уровень агрессии у него в принципе.
Такой вывод прозвучал в цикле лекций «Биология поведения человека» профессора из Стэнфорда Роберта Сапольски. Этот курс я настоятельно рекомендую послушать всем, кто интересуется психологией, воспитанием и личностным развитием. Конкретно — лекция № 20 (Агрессия, часть 4), примерно 78 минута.
Но, хотя у меня много доверия к господину Сапольски (объясняю, почему так, вот здесь), я всё-таки пошла гуглить тему. И получила подтверждение того, что не зря я ему верила.
Если у вас есть дети, которых вы в 3 года или около того отдавали в детский сад, то вы наверняка знаете, что уже в этом возрасте дети в смысле агрессии совершенно разные. И это при том, что они ещё вряд ли смотрели «Техасскую резню бензопилой» или все подряд фильмы Тарантино. А также, вряд ли играли в GTA. И уже одни более агрессивны, другие менее. Да, всё это пока в контексте песочницы, но разницу видно невооружённым глазом.
То есть, у детей задолго до того возраста, когда они начнут играть в кровожадные стрелялки и смотреть боевики и «Игру престолов», уже есть какой-то уровень агрессии. И у кого-то он заметно выше, настолько, что становится проблемой для других детей, воспитателей и родителей.
Исследования агрессии Альберта Бандуры
Многие исследования агрессии, проводимые в 20 веке, даже не задавались таким вопросом – а какой базовый уровень агрессии у испытуемых. Эти исследования замеряли агрессию в здесь-и-сейчас, без анализа истории человека.
Идея возможного влияния экранного насилия на уровень агрессии (компьютерных игр тогда ещё не было) была сформулирована выдающимся американским психологом Альбертом Бандурой. Он занимался изучением социального обучения. В начале 60-х годов прошлого века Бандура провёл серию экспериментов, известную ныне как «эксперименты с куклой Бобо».
В ходе первого эксперимента детям показывались агрессивные действия с игрушками, осуществляемые взрослыми мужчиной и женщиной. Средний возраст участников был 52 месяца. Были несколько контрольных групп, где взрослые вели себя с игрушками не агрессивно. Также исследовались группы, где никакое поведение не моделировалось вообще.
Потом детям давали поиграть с куклой Бобо
В результате всех серий экспериментов (живые взрослые модели, модели на экране, мультфильмы) было обнаружено следующее. Дети в группе, где моделировалось агрессивное поведение, чаще проявляли агрессию по отношению к кукле Бобо.
Во многом, истоки представления, что агрессия в реальной жизни может быть спровоцирована созерцанием насилия на экране (через социальное научение), идут отсюда, из экспериментов Бандуры и других учёных, проводивших аналогичные исследования. И, как всегда это бывает в науке, вначале все ахнули и зааплодировали.
Но позднее данные выводы и в целом теория социального научения Бандуры были сильно раскритикованы
В теории этой обнаружились серьёзные недостатки. А новые исследования опровергли или поставили под сомнение сам главный вывод Бандуры о том, что агрессии человек научается, наблюдая ролевое поведение других в искусственных или вымышленных обстоятельствах (на экране, в игре).
Например, в 1960-1982 годах проходило лонгитюдное исследование агрессии. Оно выявило неоднозначные корреляционные связи между просмотром испытуемыми разных возрастов (8, 19 и 30 лет) фильмов с насилием и их поведением в жизни.
Да и в самих экспериментах Бандуры было много белых пятен. Например, в группах, где была модель с агрессивным поведением, не все дети и не с одинаковой частотой совершали потом агрессивные действия с куклой Бобо. Но теория Бандуры никак эти индивидуальные различия не объясняла.
Ещё критиковали Бандуру за то, что уровень агрессии замеряли только в рамках эксперимента, в искусственно созданных условиях. А не в реальной жизни. И совсем не интересовались отсроченной агрессией, с большим промежутком времени между стимулом и реакцией .
Позже, уже в век компьютерных игр, были проведены эксперименты без этих недостатков. И выяснилось, что во время жестоких игр и фильмов уровень агрессии действительно поднимается. А потом, после прекращения контакта с подобным контентом, довольно быстро возвращается к своему уровню «до». И уж точно никто не идёт потом стрелять в одноклассников.
Современные исследования на тему, связано ли насилие на экране с агрессивностью в жизни
За последние 20-30 лет подобных исследований было множество. И все они пришли к следующему выводу. Если человек не имеет склонности к насилию, то расстреливание им зомби (или даже людей) на экране не сделает его террористом, «школьным стрелком» или маньяком.
Вот вам неплохая статья-обзор исследований про влияние компьютерных игр на психику.
Но, если на уровень агрессии наблюдаемая на экране жестокость не влияет, то что же влияет?
Об этом я расскажу вам во второй части.
А вот тот самый пост с голосованием в Фейсбуке:
Есть у меня интересная тема на "пообсуждать".Но давайте начнём с диагностики. Ниже будет опрос. Выберите, пожалуйста,…
Опубликовано Еленой Галочкиной Вторник, 24 сентября 2019 г.