Перейти к содержимому

Эрих Фромм и «Анора»

Эрих Фромм… Что может связывать выдающегося психолога XX века  и фильм, собравший пять «Оскаров» почти полвека спустя после его смерти? На первый взгляд — ничего.

Но неожиданно такой связующей нитью между ними оказалась… нежность.

Началось всё с того, что друг спросил меня о Фромме: наткнулся на его цитату в сети и захотел понять, стоит ли читать дальше.

Эрих Фромм —  фигура эпохальная, и конечно же, входил в программу моего обучения на психфаке. Как и многие великие психологи прошлого века, он вышел из психоанализа, но переосмыслил его в духе гуманистической и экзистенциальной психологии. Он смотрел на человека не только через призму биологических импульсов, но и учитывал его ценности, убеждения, смыслы, привнесённые культурой.

Именно так и следует изучать индивидуальную психику — рассматривая её в неразрывной связи с реальными обстоятельствами жизни человека. Однако в середине прошлого века эта идея была далеко не общепринятой.

Эрих Фромм, «Бегство от свободы» и актуальность идей

Читала я у Фромма только его самую известную книгу —  «Бегство от свободы» (1941). Это фундаментальный труд о скрытых мотивах, управляющих нашими решениями. И несмотря на то, что прошло 85 лет, его идеи пугающе актуальны. Например, во время пандемии большинство людей выбрали безопасность вместо свободы — Фромм объяснил этот механизм ещё тогда.

Ища, что ещё посоветовать другу из Фромма, я заглянула в свои заметки — и наткнулась на цитату, которая меня сильно зацепила:

«Я не собираюсь утверждать, что мы не способны на нежность. Я лишь хочу сказать, что наша культура лишает нас мужества быть нежными. Это связано с тем, что наше общество имеет целевую ориентацию.

Противоречие между культурой и нежностью

Во всем есть своя цель, все нацелено на что-то определенное, постоянно к чему-то нужно стремиться.

Мы пытаемся выиграть время, а потом не знаем, что с ним делать, и «убиваем» его.

Наш первый импульс всегда — чего-то достичь. Вряд ли в нас еще осталось чувство осознания самого процесса жизни без стремления чего-то достичь, а только — жить, есть, пить, спать, думать, что-то чувствовать и видеть. Если в жизни нет цели — мы обеспокоены: зачем тогда все это?

Нежность также не имеет цели. У неё нет физиологической установки разрядиться либо мгновенно удовлетворить кого-либо, как в случае с сексуальностью. У неё нет иной цели, кроме как радоваться теплому, нежному чувству радости и заботы о другом человеке.

Поэтому мы боимся нежности.

Обсуждение нежности и «Анора»

Люди, особенно это касается мужчин, чувствуют себя неловко, если им часто приходится проявлять нежность. И, кроме того, именно попытка отрицания различий между полами мешает показать мужчин и женщин по возможности равноправными, мешает женщинам проявлять свою нежность, которая им органично присуща и является чисто женским качеством» (Эрих Фромм. «Мужчина и женщина», 1949).

И вот, обсуждаем мы нежность, как неожиданно друг всуе поминает «Анору». Причём, совершенно не в контексте, мы просто перескочили на тему кино.

И тут до меня доходит: ведь «Анора» —  это именно про нежность.

Финальная сцена — гимн нежности

Финальная сцена — гимн редчайшей её форме: мужской нежности. И Юра Борисов передаёт её с такой силой, что если бы у «Оскара» была номинация «Лучшее выражение нежности глазами и телом», он бы его точно получил.

Эрих Фромм был прав: нежности нет места в культуре достижений. Она никуда не направлена, и у неё нет цели – тогда зачем тратить на неё столь драгоценное и быстро утекающее сквозь пальцы время жизни?

Мы привыкли отвечать «ехать» на вопрос «Вам шашечки или ехать?», но нежность — это шашечки.

Проблемы восприятия нежности в обществе

А ещё с ней связана огромная проблема: стоит только проявить нежность, как партнёр может искать в ней скрытый смысл.

— Я люблю тебя.

— Так, что опять надо? (Это прямая цитата моего второго бывшего мужа).

Или нежность автоматически воспринимается как сигнал к сексу, что совершенно не всегда так. Когда твоё тепло принимают за манипуляцию —   перестаёшь проявлять его вовсе. Да и как объяснить партнёру, что ничего не нужно – это просто нежность, без скрытых мотивов и ожиданий?..

Но именно нежность лечит душу, когда больно. Не секс, который в современной культуре давно превратился в инструмент поднятия самооценки, утешения, конкуренции, мести, и чего только ещё не.

Нежность в отношениях с детьми

Даже родительская нежность долгое время была под подозрением — «разбалует». Этот нарратив сменился в 90-е, но скажите честно, много ли вы видите подлинной нежности в отношениях с детьми? Мне кажется, не так уж и много. Лично мне пришлось учиться этому навыку осознанно, потому что в базовой «прошивке» его не оказалось.

Что скажете за нежность?

Видели ли вы в «Аноре» эту пронзительную тему нежности, кто смотрел?

И как у вас с ней дела обстоят?

Если вы еще не читали мою рецензию нас сам фильм, то вы найдете ее здесь. Там я поделилась первыми впечатлениями.

————-

Я отключила комментарии на этом сайте, намучавшись со спамом и разными неадекватами. Поэтому, если вы хотите задать мне вопрос, оставить отзыв, прокомментировать тему данной статьи или просто пообщаться со мной на любые темы про жизнь, приходите в мой Канал для взрослых в Телеграме. Буду рада вас там увидеть!

 

You may also like